Школьное самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования. В принятых и действующих в настоящее время нормативно-правовых документах отражена заинтересованность государства в развитии школьного самоуправления. Таким образом, закон РФ «Об Образовании» содержит принцип демократического характера управления образованием.
Наиболее важной задачей для реализации вышеназванного принципа является создание в школе такой обстановки, при которой каждый или большинство учащихся будут признаны активными субъектами образовательно-воспитательного процесса и смогут принимать участие в управлении общешкольной жизнью. Только при условии создания и реальной работе школьного самоуправления можно говорить о реализации принципа демократизации школьного управления, так как в этом случае речь идет
уже не только об управлении педагогом конкретным классом (или директором – школой), но и о самостоятельном решении учащимися актуальных для жизни школы проблем.
Сущность создания системы самоуправления в школе видится в создании специальных условий для социального становления каждого ребенка. В свою очередь, говорить о социальном становлении можно только тогда, когда ребенок оказывается в ситуации выбора, ситуации, которая требует решения некоторой проблемы, при этом данная проблема является социально значимой и должна находиться в сфере интересов ребенка или группы детей.
Смысл самоуправления в обучении всех учащихся основам демократических отношений в обществе, в обучении управлять собой, своей жизнью в коллективе. Участие в ученическом самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, принимать решения и осуществлять их, творчески мыслить.
В связи с этим в МОУ с 2003 года по настоящее время сложилась собственная система работы с органами ученического самоуправления, которая гармонично сочетает традиционные и нетрадиционные способы и формы работы. Становление системы происходило постепенно. В 2003 – 2004 году были созданы органы ученического самоуправления в классных коллективах, определилась структура ученического самоуправления, организована нормативно-правовая база деятельности ОУС. 2004 – 2005 году были отработаны
основные механизмы деятельности органов ученического самоуправления и их взаимодействия с другими участниками образовательного процесса – администрацией, родителями, были проведены методические семинары для педагогов по работе с активом классного коллектива.
Начиная с 2005 учебного года ученическое самоуправление в МОУ перешло на качественно новый уровень развития, что положительно отразилось на качестве организации воспитательной работы в школе. Именно в данный период благодаря развитию ученического самоуправления в школе удалось разработать и приступить к реализации ряда программ, среди которых особое место занимают образовательная программа «Лидер» и Программа деятельности учреждения в статусе
ГОП по направлению выявления и развития лидерского потенциала.
Содержательная сторона системы работы с органами ученического самоуправления представлена решением следующих задач:
• выявление учащихся, имеющих потенциал для работы в ОУС;
• обучение и развитие учащихся, работающих в ОУС;
• организация и управление непосредственной практической деятельностью ОУС.
Остановимся на способах решения обозначенных задач в МОУ №78.
Для выявления учащихся, имеющих потенциал для работы в ОУС, используется целый ряд воспитательных мероприятий. Главное место среди них занимают длительные общешкольные конкурсы, организующиеся в продолжение учебного года. Это конкурсы «Ступени роста» и «Лидер года». Основная задача, которую решают эти мероприятия – создание психолого-педагогических условий для раскрытия ребенком собственного творческого, интеллектуального и
лидерского потенциала. Так, например, конкурс «Лидер года» проводится в следующих номинациях: организаторская деятельность; творческая деятельность; интеллектуальная деятельность; спортивные и трудовые достижения. Подготовка и участие в этом мероприятии позволяет ребенку проанализировать свои способности, успешность за период учебного года, а затем представить себя перед сверстниками. Как показал опыт проведения данного конкурса, результатом его становится не только выявление активных учащихся, но
и повышение мотивации к развитию как у участников конкурса, так и у тех, кто занимал на данном этапе позицию зрителя или наблюдателя.
Конкурс ступени роста созвучен с конкурсом «Лидер года». Его отличительной особенностью является то, что он большей частью проводится в рамках классных коллективов и предоставляет каждому воспитаннику возможности для самоопределения и выбора перспектив собственного развития, а также стимулирует проявление личностного роста ребенка.
Таким образом, каждый воспитанник может пройти следующие ступени роста по основным четырем направлениям:
- Организаторская деятельность (исполнитель, активный участник, организатор, руководитель);
- Интеллектуальная (познавательная) деятельность (ученик, знаток, исследователь, первооткрыватель)
- Спорт, труд, искусство (любитель, умелец, мастер, профессионал);
- Творческая деятельность (участник, генератор идей, режиссер-сценарист, инструктор-консультант)
Кроме конкурсов, выявлению лидерского потенциала подростков способствуют традиционные учебные и творческие Сборы, которые проводятся по коммунарской системе и методике КТД. Следует отметить, что сборы всегда являются заметным событием в школьной жизни: ребята ждут их, готовятся и, конечно же, сами становятся участниками и организаторами.
Возможна зарисовка с творческих сборов марта 2007 или фрагменты фильма
Логическим продолжением работы с ребятами, которые проявили свой творческий и лидерский потенциал становится процесс целенаправленного обучения. Для этого в МОУ разработана специальная образовательная программа «Лидер», которая реализуется с сентября 2004 года. Программа рассчитана на участие ребенка в ней в течение трех лет и представляет собой комплекс теоретических и практических занятий.
Целью программы является создание психолого-педагогических условий для освоения учащимися знаний, умений, навыков организаторской деятельности. Для достижения поставленной цели в программе выделены три группы задач:
Обучающие:
- формирование знаний о способах организаторской деятельности;
- формирование знаний о правилах коммуникации в деловом общении;
- формирование знаний о способах и правилах работы в команде;
- изучение основ менеджмента и самоменеджмента;
- усвоение знаний о социальном проектировании;
- освоение технологий бесконфликтного общения, самоанализа и самоконтроля.
Развивающие:
- развитие лидерских и организаторских качеств личности;
- развитие аналитического мышления, навыков рефлексии собственной деятельности;
- развитие навыков самовоспитания и саморазвития;
- развитие навыков эмпатийного взаимодействия;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Воспитательные:
- создание условий для становления активной жизненной позиции личности подростка;
- создание условий для формирования устойчивой мотивации к организаторской деятельности;
- формирование системы ценностных ориентаций с опорой на общечеловеческие нравственные ценности.
Первые два года работы по программе подросток посещает занятия, представленные блокам: основы школьного самоуправления, основы социального проектирования, развитие и совершенствование личности лидера, игровые технологии в деятельности лидера. Третий год несколько отличается от предыдущих, что обусловлено необходимостью в старшем подростковом возрасте уделить большее внимание личностному развитию и росту ребенка. Поэтому третий год обучения по программе «Лидер»
представляет собой ряд тренинговых занятий, направленных на личностное развитие подростка. На этих занятия поднимаются такая тематика, как познание собственной индивидуальности, познание и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие мотивационно-потребностной сферы, проектирование собственного жизненного пространства, организация делового общения и коллективного взаимодействия.
Занятия по программе «Лидер» проходят с использованием интерактивных методов и методов активного социально-психологического обучения.
Интерактив. Фрагмент занятия по теме: «…»
В рамках программы «Лидер» также был разработан и сейчас находится на стадии апробации Дневник для подростка «Ступени роста». При помощи данного продукта решается две важных задачи. Во-первых, подросток получает относительно простой и доступный инструмент для самоанализа, построения и планирования перспектив личностного развития, возможность наглядно видеть свои успехи и достижения в различных областях жизнедеятельности (учебе, общественной деятельности,
творчестве). Во-вторых, педагог, работающий с ребенком, приобретает необходимый психолого-педагогический инструментарий, позволяющий отслеживать процесс личностного роста и корректировать индивидуальный план воспитательной работы с ребенком.
Выступление группы учащихся «Мой дневник «Ступени роста»
Наконец, важным фактором эффективной работы с активом ученического самоуправления является непосредственная практическая деятельность, в которой воспитанники могут проявить свои умения и навыки. Практическая деятельность органов ученического самоуправления строится в соответствии с нормативными документами (Положением, моделью, планами работы) и общей программой воспитания в МОУ. Таким образом, учащиеся принимают самое непосредственное участие в организации и проведении всех воспитательных
мероприятий Календаря традиционных школьных дел, участвуют в организации Сборов, создают команды по реализации социальных проектов. Из наиболее заметных результатов работы органов ученического самоуправления следует отметить признание модели самоуправления МОУ №78 одной из лучших на городском конкурсе моделей ученического самоуправления в 2005 году, участие в областном туре Всероссийской акции «Я – гражданин России» команды менеджеров социального проекта «Сделай лето интересней»
(2006 год) и участие в районом конкурсе социального проектирования команды менеджеров социального проекта «Пколение.net», благодарность за вклад в реализацию программы V Зимнего городского Сбора актива (декабрь 2006 года), успешную работу представителей актива школы в Городском Клубе старшеклассников, участие в реализации межшкольного проекта «Школа Успеха» (2006-2007 год).
Таким образом, в МОУ №78 большое внимание уделяется работе с органами ученического самоуправления, что благоприятно сказывается на реализации общей программы воспитания.