Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №78
Калининского района г. Челябинска
Положение об элективных курсах
  Новости
 
 
 
 
 
 
 

Положение об элективных курсах предпрофильного и профильного обучения в МОУ № 78

  1. Общие положения
    1. Настоящее  Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.50,п.1), Типовым положением об общеобразовательном  учреждении  (постановление  Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196), федеральным Базисным учебным планом   (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312  «Об утверждении федерального базисного учебного  плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ,  реализующих программы общего образования»),  областным  Базисным учебным планом (приказ  МОиН Челябинской области от  01.07.2004 №  02-678  «Об   утверждении областного базисного учебного   плана   общеобразовательных  учреждений Челябинской области»), Концепцией профильного обучения на  старшей ступени общего образования (приложение к приказу  Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении концепции   профильного  обучения на старшей ступени общего образования».
    2. Положение определяет место элективных курсов в школьном учебном плане и  учебном  процессе МОУ № 78, порядок организации и проведения элективных  курсов.
    3. Элективные курсы - это курсы по выбору обучающихся.
  2. Цель, задачи и функции элективных курсов
    1. Цель элективных курсов:  удовлетворение индивидуальных  образовательных склонностей каждого школьника.
    2. Задачи элективных курсов:
      • повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности;
      • подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
      • содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
      • выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач;
      • создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.
    3. Функции элективных курсов
      • предпрофильного обучения: направление на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения, определение степени готовности и обоснованности к выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
      • профильного обучения:
        • «поддержание» изучения основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне;
        • специализация обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий.
  3. Типы элективных курсов
    1. По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов
      1. Предметно-ориентированные:
        • обеспечивают для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ;
        • дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;
        • создает условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для профильного обучения в старшей школе;
      2. Профильно-ориентированные:
          • ориентированы на получение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса;
          • уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет   на профильном уровне.
      3. Межпредметные:
        • обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
        • поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.
      4. Надпредметные:
        • обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения;
        • знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.
  4. Программно-методическое  обеспечение элективных курсов
    1. Реализация содержания элективных курсов в рамках предпрофильного и профильного  обучения обеспечивается:
      • программами  курсов,  утвержденными,  рекомендованными или допущенными Министерством образования Российской Федерации, МОиН Челябинской области, а также программами, разработанными педагогами школ, средних профессиональных или высших учебных заведений, прошедших экспертизу и рекомендованных к использованию общественными органами управления не ниже районного уровня (районными и городскими профессиональными объединениями учителей, районными методическими советами и др.);
      • учебными пособиями для обучающихся;
      • методическими пособиями для учителя.
    2. Программы элективных курсов должны удовлетворять следующим требованиям:
      • учитывать особенности школьников, интересующихся отдельными предметами;
      • знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках, которые интересуют учащихся;
      • опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений;
      • нацеливать на подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
      • уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия и систематизация.
    3. Программы и учебные материалы элективных образовательных программ и учебных  материалов для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного  обучения на старшей ступени общего образования должны быть оформлены в соответствии  с требованиями, предъявляемыми к структуре образовательных программ и материалов к  ним и должны отражать:
      •  новизну и актуальность содержания курса;
      • способы мотивации учащихся к изучению содержания учебного курса; - формы и методы обучения;
      • категории обучаемых;
      • цели и задачи учебного курса;
      • активные и интерактивные способы деятельности учащихся в процессе изучения   содержания курса;
      • способы дифференциации и индивидуализации обучения;
      • обоснованные нормы времени на изучение материалов курса
    4. Содержание знаний, которые включаются в программу, должно отвечать требованиям к подготовке  выпускников, определяемым государственными образовательными стандартами и иметь практико-ориентированную направленность. 4.5. Учебные программы должны включать следующие виды знаний:
      • теоретические (обобщенные),
      • методические (способы деятельности);
      • технологические (приемы, алгоритмы, правила выполнения действий);
      • различного рода информацию (даты, факты, события, характеристики и др.).
    5. Определение методов обучения осуществляется в соответствии с целями и содержанием.
    6. Выбор методов определяется условиями, временем протекания процесса обучения, особенностями индивидуального стиля преподавания и восприимчивостью обучающихся.
    7. В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия для факультативных курсов, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания, авторские разработки и пособия, имеющие рекомендации к использованию.
    8. Учебно-методическое обеспечение разноуровневого  обучения может быть представлено в следующих вариантах:
      • могут быть использованы действующие УМК для старшей школы (для общеобразовательного, базового курса), при этом они могут быть дополнены фрагментами из других учебников и учебных пособий и материалами из других источников информации, работа над которыми может соответствовать специфике выбранного профиля (для профильного курса);
      • могут быть созданы новые УМК, отдельно для общеобразовательного и отдельно для профильного курсов;
      • может быть создан разноуровневый УМК, нацеленный как на обучение в рамках общеобразовательного, так и профильного курсов.
    9. Эффективность преподавания конкретного курса может быть подтверждена:
      • анализом уровня образованности обучающихся по предметам, связанными с элективными курсами;
      • количественным анализом проектной деятельности обучающихся, количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе;
      • проведением анкетирования обучающихся, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями;
      • результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и других мероприятиях.
  5. Организация и проведение элективных курсов
    1. Количество элективных курсов должно быть исчерпывающим, предоставляющим обучающимся возможность выбора.
    2. Проведение элективных курсов может осуществляться педагогическими работниками МОУ № 78 или с привлечением сторонних специалистов (из других школ, вузов, колледжей, техникумов и т.д.)
    3. Преподавание элективных курсов осуществляется по расписанию, причем элективные курсы могут быть:
      • внесены в расписание учебных занятий образовательного учреждения, в случае если элективный курс обязателен для посещения всеми обучающимися;
      • вынесены в отдельное расписание, которое отвечает действующим санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.1178-02). После уроков раз-решается их проведение не ранее, чем через 45 минут после окончания последнего урока.
    4. Посещение занятий элективных курсов для обучающихся является строго обязательным.
    5. Формы обучения на элективных курсах (групповые и индивидуальные) могут быть, как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии:
      • практическая и самостоятельная исследовательская работа;
      • презентация результатов;
      • дискуссии, беседы;
      • игровые процедуры;
      • деловые игры;
      • интерактивные лекции;
      • построение и проверка гипотез;
      • дистанционное обучение (кооперация образовательных учреждений с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования);
      • и т.д.
    6. Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать следующим требованиям:
      • в одном журнале могут быть записаны несколько курсов по выбору;
      • в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы учащихся, об отсутствующих на занятиях;
      • при посещении курса по выбору учащимися разных классов одной параллели список оформляется на одной странице в специальном журнале, а учащиеся перечисляются в списке группами по классам (при условии краткосрочности курса);
      • журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.
    7. Для оценивания учебных достижений обучающихся использовать дихотомическую систему («зачет-незачет»). Курс считаться зачтенным, если учащийся посетил не менее  80% занятий по этому курсу и(или) по окончании курса предоставил зачетную работу.   Зачетная работа может быть выполнена в форме контрольной, лабораторной,  практической, презентационной работы или в др. форме.
    8. В аттестате об основном общем или среднем (полном) общем образовании делается запись о пройденных курсах (полное название в соответствии с учебным планом МОУ  № 78) в соответствующей строке. При изучении нескольких курсов названия  выбираются по усмотрению выпускника.
  6. Контроль за проведением элективных курсов.
    1. Контроль за проведением элективных курсов осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы.

  Школа | Направления | Документы | Традиции | Самоуправление | Родителям 
  © 2006-2007 МОУ №78 Калининского района г. Челябинска.
Адрес: г Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 62-в. Тел.: (351) 41-36-01, (351) 41-87-14.
Hosted by uCoz