|
Положение об элективных курсах
предпрофильного и профильного обучения в МОУ № 78
- Общие положения
- Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.50,п.1), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196), федеральным Базисным учебным планом (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»), областным Базисным учебным планом (приказ МОиН Челябинской области от 01.07.2004 № 02-678 «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области»),
Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».
- Положение определяет место элективных курсов в школьном учебном плане и учебном процессе МОУ № 78, порядок организации и проведения элективных курсов.
- Элективные курсы - это курсы по выбору обучающихся.
- Цель, задачи и функции элективных курсов
- Цель элективных курсов: удовлетворение индивидуальных образовательных склонностей каждого школьника.
- Задачи элективных курсов:
- повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности;
- подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
- содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
- выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач;
- создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.
- Функции элективных курсов
- предпрофильного обучения: направление на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения, определение степени готовности и обоснованности к выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
- профильного обучения:
- «поддержание» изучения основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне;
- специализация обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий.
- Типы элективных курсов
- По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов
- Предметно-ориентированные:
- обеспечивают для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ;
- дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;
- создает условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для профильного обучения в старшей школе;
- Профильно-ориентированные:
- ориентированы на получение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса;
- уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.
- Межпредметные:
- обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
- поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.
- Надпредметные:
- обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения;
- знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.
- Программно-методическое обеспечение элективных курсов
- Реализация содержания элективных курсов в рамках предпрофильного и профильного обучения обеспечивается:
- программами курсов, утвержденными, рекомендованными или допущенными Министерством образования Российской Федерации, МОиН Челябинской области, а также программами, разработанными педагогами школ, средних профессиональных или высших учебных заведений, прошедших экспертизу и рекомендованных к использованию общественными органами управления не ниже районного уровня (районными и городскими профессиональными
объединениями учителей, районными методическими советами и др.);
- учебными пособиями для обучающихся;
- методическими пособиями для учителя.
- Программы элективных курсов должны удовлетворять следующим требованиям:
- учитывать особенности школьников, интересующихся отдельными предметами;
- знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках, которые интересуют учащихся;
- опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений;
- нацеливать на подготовку к государственной (итоговой) аттестации;
- уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия и систематизация.
- Программы и учебные материалы элективных образовательных программ и учебных материалов для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного обучения на старшей ступени общего образования должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре образовательных программ и материалов к ним и должны отражать:
- новизну и актуальность содержания курса;
- способы мотивации учащихся к изучению содержания учебного курса; - формы и методы обучения;
- категории обучаемых;
- цели и задачи учебного курса;
- активные и интерактивные способы деятельности учащихся в процессе изучения содержания курса;
- способы дифференциации и индивидуализации обучения;
- обоснованные нормы времени на изучение материалов курса
- Содержание знаний, которые включаются в программу, должно отвечать требованиям к подготовке выпускников, определяемым государственными образовательными стандартами и иметь практико-ориентированную направленность. 4.5. Учебные программы должны включать следующие виды знаний:
- теоретические (обобщенные),
- методические (способы деятельности);
- технологические (приемы, алгоритмы, правила выполнения действий);
- различного рода информацию (даты, факты, события, характеристики и др.).
- Определение методов обучения осуществляется в соответствии с целями и содержанием.
- Выбор методов определяется условиями, временем протекания процесса обучения, особенностями индивидуального стиля преподавания и восприимчивостью обучающихся.
- В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия для факультативных курсов, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания, авторские разработки и пособия, имеющие рекомендации к использованию.
- Учебно-методическое обеспечение разноуровневого обучения может быть представлено в следующих вариантах:
- могут быть использованы действующие УМК для старшей школы (для общеобразовательного, базового курса), при этом они могут быть дополнены фрагментами из других учебников и учебных пособий и материалами из других источников информации, работа над которыми может соответствовать специфике выбранного профиля (для профильного курса);
- могут быть созданы новые УМК, отдельно для общеобразовательного и отдельно для профильного курсов;
- может быть создан разноуровневый УМК, нацеленный как на обучение в рамках общеобразовательного, так и профильного курсов.
- Эффективность преподавания конкретного курса может быть подтверждена:
- анализом уровня образованности обучающихся по предметам, связанными с элективными курсами;
- количественным анализом проектной деятельности обучающихся, количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе;
- проведением анкетирования обучающихся, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями;
- результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и других мероприятиях.
- Организация и проведение элективных курсов
- Количество элективных курсов должно быть исчерпывающим, предоставляющим обучающимся возможность выбора.
- Проведение элективных курсов может осуществляться педагогическими работниками МОУ № 78 или с привлечением сторонних специалистов (из других школ, вузов, колледжей, техникумов и т.д.)
- Преподавание элективных курсов осуществляется по расписанию, причем элективные курсы могут быть:
- внесены в расписание учебных занятий образовательного учреждения, в случае если элективный курс обязателен для посещения всеми обучающимися;
- вынесены в отдельное расписание, которое отвечает действующим санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2.1178-02). После уроков раз-решается их проведение не ранее, чем через 45 минут после окончания последнего урока.
- Посещение занятий элективных курсов для обучающихся является строго обязательным.
- Формы обучения на элективных курсах (групповые и индивидуальные) могут быть, как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии:
- практическая и самостоятельная исследовательская работа;
- презентация результатов;
- дискуссии, беседы;
- игровые процедуры;
- деловые игры;
- интерактивные лекции;
- построение и проверка гипотез;
- дистанционное обучение (кооперация образовательных учреждений с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования);
- и т.д.
- Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать следующим требованиям:
- в одном журнале могут быть записаны несколько курсов по выбору;
- в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы учащихся, об отсутствующих на занятиях;
- при посещении курса по выбору учащимися разных классов одной параллели список оформляется на одной странице в специальном журнале, а учащиеся перечисляются в списке группами по классам (при условии краткосрочности курса);
- журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.
- Для оценивания учебных достижений обучающихся использовать дихотомическую систему («зачет-незачет»). Курс считаться зачтенным, если учащийся посетил не менее 80% занятий по этому курсу и(или) по окончании курса предоставил зачетную работу. Зачетная работа может быть выполнена в форме контрольной, лабораторной, практической, презентационной работы или в др. форме.
- В аттестате об основном общем или среднем (полном) общем образовании делается запись о пройденных курсах (полное название в соответствии с учебным планом МОУ № 78) в соответствующей строке. При изучении нескольких курсов названия выбираются по усмотрению выпускника.
- Контроль за проведением элективных курсов.
- Контроль за проведением элективных курсов осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы.
|
|