Цель Программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в МОУ № 78 и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
- осуществление поддержки одаренных детей;
- активизация деятельности методических объединений, организующих работу с одаренными детьми;
- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с данной категорией учащихся;
- осуществление необходимых мероприятий по методическому, информационному и научному обеспечению Программы.
Ожидаемые результаты Программы:
- выявление одаренных детей в МОУ № 78;
- совершенствование системы работы с ними;
- создание условий для её устойчивого существования;
- подготовка и повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
Система контроля за исполнением Программы осуществляется в соответствии с внутришкольным инспекционным контролем.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей в МОУ № 78 должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания. Необходима разработка системы выявления одаренности детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и прежде всего
уникальных способностей особо одаренных детей.
В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала в МОУ № 78 создаются условия для выявления, развития, поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования, адекватных требованиям научнотехнического прогресса.
С целью привлечения учащихся к интеллектуальнотворческой деятельности в школе функционирует научное общество учащихся «НОУшата». Ежегодно в МОУ № 78 проводятся школьные предметные олимпиады, интеллектуальнотворческий марафон, школьный этап конференции «Умники и умницы», «Проба пера», «Шаг к Парнасу», функционирует клуб «Эко» и др. (Приложение № 1). Учащиеся школы принимают участие в Международной
игре «Кенгуру», «Русский медвежонок», районных конференциях «Умники и умницы», конкурсах сочинений по различным тематикам, в спортивных состязаниях и т.п. (подробно см. «Анализ деятельности МОУ № 78 за 20012005 гг»).
В сложившейся ситуации, с учетом собственного накопленного опыта по выявлению и поддержке одаренных детей, в соответствии с Программой развития школы на период до 2100 года развитие и социализация одаренных детей является одной из приоритетных задач МОУ № 78.
Результаты участия школьников в районногородских олимпиадах и конкурсах свидетельствуют об эффективной работе педагогического коллектива по формированию образованной конкурентноспособной на рынке труда личности выпускника.
В школе Разработано Положение о «Портфолио». Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов. Результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы учащиеся МОУ № 78 формируют в «Портфолио» индивидуальном «портфеле» образовательных достижений.
Итоги интеллектуальнотворческой деятельности школьников подводятся на традиционном празднике «Звездный слет».
Таким образом, в рамках реализации Национального проекта «Образование» необходимо обеспечить определение «точек роста» учащихся, активизировать работу с детьми, проявляющими заинтересованность в изучении отдельных предметов.
Сложность и специфика работы с одаренными детьми требует привлечения к ее решению различных специалистов – педагогов, психологов, ученых, деятелей культуры и спорта. Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие всех участников учебновоспитательного процесса.
Содержащиеся в данной Программе мероприятия соответствуют государственной социальной политике и согласуются с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка, а также способствуют реализации городской и районной Программы «Одаренные дети».
Основные направления реализации Программы
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение вышеуказанных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях создания условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение.
Предусматривается активизация деятельности методических объединений и отдельных групп педагогов, работающих с одаренными детьми.
Предполагается внедрение новых методов и здоровьесберегающих технологий в работе с одаренными детьми, адресной индивидуальной поддержки одаренных детей через систему премирований, благодарностей, проведение в школе мероприятий, реализация которых позволит обучающимся демонстрировать свои достижения, встречаться с учеными, представителями технической и художественной интеллигенции.
Предусматривается подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одаренными детьми.
Планируется реализация методических рекомендаций по работе с одаренными детьми для педагогов и родителей, осуществление информационного и организационного обеспечения мероприятий, пополнение школьного банка данных «Одаренные дети».
Механизм реализации Программы
К участию в реализации Программы привлекаются на договорной основе ЮУрГУ, Педагогический колледж № 2, Челябинский юридический колледж, Челябинский Педагогический Университет, Челябинская городская общественная организация преподавателей высших учебных заведений, МДОУ № 384, 395, детскоюношеская специализированная спортивная школа № 10 олимпийского резерва по Грекоримской борьбе, Совет МОУ № 78.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Для оперативного управления Программой, привлечения внебюджетных источников финансирования и контроля за их использованием необходимо четкое определение функциональных обязанностей заместителя директора, курирующего данный вопрос, активизация родительской общественности в лице Попечительского Совета МОУ № 78.
Попечительский Совет МОУ № 78 как заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий Программы, целевыми выделениями финансовых средств, определяет затраты на программные мероприятия и состав исполнителей.
Непосредственное управление реализацией Программы осуществляется заместителем директора по УВР. К решению поставленных Программой задач привлекается Методический совет МОУ № 78, предметные методические объединения.
Заместитель директора по УВР, курирующий работу с одаренными учащимися, осуществляет:
- общее руководство научной деятельностью учащихся;
- планирование, организацию и контроль выполнения научноисследовательских работ учащимися и применение их результатов в учебновоспитательном процессе;
- рассмотрение и утверждение кандидатур руководителей, курирующих научноисследовательскую деятельность учащихся;
- формирует банк научноисследовательских работ учащихся;
- проведение методических семинаров по вопросам организации работы с одаренными учащимися.
При расширении количества учащихся, занимающихся научной деятельностью и возрастании объемов научноисследовательских работ в штатное расписание МОУ № 78 может быть введена должность методиста по научноисследовательской работе с учащимися, занимаемая научным работником или педагогом, специалистом, имеющим результативный опыт работы с одаренными учащимися.
Методист по научноисследовательской работе с учащимися находится в непосредственном подчинении заместителя директора по УВР, курирующего работу с одаренными учащимися и осуществляет:
- методическую помощь и консультирование руководителей предметных методических объединений по вопросам исследовательских работ учащимися;
- руководство школьным научным обществом учащихся МОУ № 78.
Методический совет МОУ № 78 на своих заседаниях заслушивает заместителя директора, курирующего работу с одаренными учащимися, методиста по научноисследовательской работе с учащимися, руководителей предметных методических объединений и отдельных руководителей научноисследовательской деятельности учащихся и принимают рекомендации, решения по обобщению опыта и совершенствованию научной деятельности в МОУ № 78; согласует кандидатуры учащихся на выделение стипендий.
Предметные методические объединения на своих заседаниях рассматривают и принимают рекомендации по назначению руководителей научноисследовательских программ с одаренными учащимися, заслушивают отчеты руководителей научноисследовательских работ.
Совет МОУ № 78 определяет источник и размер стипендий одаренным учащимся по результатам их научноисследовательской деятельности на основании представлений Методического совета школы.